Интересное

Новости каталога

Авторизация

логин:
пароль:
регистрация забыли пароль?

Белый каталог статей и доска объявлений «ANWIZA»

главная страница > для детей и подростков > просмотр статьи

Потребности, сопряженные с познавательной

назад в раздел Для детей и подростков

Содержание статьи

постоянная ссылка на статью: http://www.anwiza.ru/stat/166_stat.html

Оказывается, есть целый ряд потребностей, как бы сопряженных с познавательной. Они тоже вносят свой вклад в познание (и иногда большой), но это другие потребности. Потребностей, сопряженных с познавательной, немало. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего должна быть отмечена, конечно, жажда славы, или, иначе говоря, потребность в признании, в социальном успехе (Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно...). Вероятно, во многих творческих достижениях эта потребность играет свою роль. Однако опять же в большинстве случаев только на вторых ролях, как некий усилитель. Вместе с тем история науки знает случаи, когда выдающееся открытие долго не было известно только потому, что автор, не гонясь за славой, не спешил его обнародовать.

Так что определенная доля стремления к признанию должна, видимо, сопровождать познавательную потребность. Несколько сложнее обстоит дело с потребностью в достижении. Эта потребность лишь по названию сходна с потребностью в успехе; по сути же дела это разные вещи.

Потребность в достижении - потребность в успехе дела, а не в личном признании. Такая деловая направленность потребности в достижении, естественно, включает и познавательные факторы. Однако это все же не познавательная потребность, а именно деловая, потребность не столько в самой познавательной деятельности, сколько в получении конкретного результата.

Потребность в достижении - это всегда прежде всего Дело. От познавательной потребности следует отличать и потребность в умственных манипуляциях, умственной деятельности как таковой. Нередко приходится видеть детей, самозабвенно щелкающих задачки одного и того же типа (конечно, когда это получается). Никакого нового знания в этой работе они не приобретают.

Есть игры, построенные на принципе классификации, когда из множества предметов нужно составить отдельные группы предметов, объединенных общим основанием. Например, из картины, стола, пианино, электробритвы, кресла и стиральной машины можно составить не менее четырех различных групп; если бы список был больше, количество вариантов увеличилось бы. Есть люди, с удовольствием выполняющие такую работу.

Эта деятельность (классификация, комбинирование) может быть полезна для субъекта, однако нового знания в ней не возникает. Представление о потребностях, сопряженных с познавательной, дает нам возможность ограничить формы и условия ее проявления. Учет этих - идущих по касательной к познанию - потребностей оказывается чрезвычайно важным при разговоре о воспитании познавательной Потребности.

Добавить в закладки

  • Забобрить эту страницу!

Параметры статьи

Оценка: не оценивалось

Добавлена: 07-12-2009
Срок действия: неограниченная
Голосов: 0
Просмотров: 852

Оцените статью!

1 2 3 4 5